Обязательная цифровая маркировка табачных изделий вступает в силу в России с 1 марта 2019 года.
Основной целью маркировки, которая ранее проходила в России в форме эксперимента, является повышение прозрачности рынка и снижение доли контрафакта
В России продажа сигарет с цифровой маркировкой стартовала в апреле 2018 года.
Производители наносят на пачку сигарет сгенерированный специальными средствами цифровой код
(электронный точечный двухмерный код в формате Data Matrix), с помощью которого прослеживается путь пачки от производителя до потребителя.
Таким образом контролирующие госорганы могут получить доступ к сведениям об участниках эксперимента, их продукции,
а также к данным о сгенерированных кодах и их передвижениях.
По просьбе участников рынка, внедрение разделено на этапы для более плавного перехода: с 1 марта 2019 года участники оборота регистрируются в системе.
С 1 июля все российские табачные фабрики в обязательном порядке переходят на производство сигарет с цифровой маркировкой,
а розница начинает передавать информацию о продаже маркированных сигарет в систему. Параллельный оборот сигарет с цифровым кодом и без него
допускается в нашей стране до 1 июля 2020 года, после чего продажа розничная продажа немаркированных сигарет будет запрещена,
а оптовое звено начинает передавать в систему универсальные электронные документы.
Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Как пояснил заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов, сейчас в системе зарегистрировано более 2 тыс. 127 участников,
в том числе 15 производителей (Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco
и другие, выпускающие 99% продукции), 29 оптовиков (включая крупнейших дистрибьюторов СНС и Мегаполис, через них реализуется более 88% продукции)
и более 2 тыс. организаций розничной торговли (в том числе, крупнейшие сети — X5 Retail Group, Metro C&C, «Лента», «Магнит»,
«Дикси», подключены более 5 тыс. онлайн-касс). «Система полностью готова к подключению всех участников, выделены
технические мощности, обеспечена необходимая безопасность системы», — сказал он.
По мнению производителей, переход на цифровую маркировку сигарет не спровоцирует удорожание
табачной продукции для конечного потребителя, поскольку основным фактором, определяющим рост
стоимости табачной продукции в рознице, является ежегодное увеличение ставки акциза, который в
январе 2019 года был понят на 10%. На этом фоне цена кода не является существенным фактором роста
стоимости сигарет, уверены производители.
По данным исследовательского агентства Nielsen, в период с 2015 по 2018 год рынок нелегальных
сигарет в России вырос в 8 раз и к концу прошлого года увеличилась до 8,4% рынка. Половину
всего объема нелегальных сигарет составляет продукция, произведенная в странах Евразийского
экономического союза, в первую очередь в Белоруссии, и продаваемая в России без уплаты российского акциза.
Еще четверть нелегального рынка составляет продукция мелких табачных производств, расположенных в России:
их доля по итогам 2018 года достигла 2% российского рынка. Доля контрабандных сигарет из стран дальнего зарубежья,
по данным экспертов, увеличилась с 0,7 процента до 1,1% российского табачного рынка.
ТАСС